Как выбрать тему для курсовой или дипломной работы

В зависимости от уровня вашей курсовой или дипломной работы это может стать как одним из самых простых этапов, так и довольно сложным. Если тему за вас придумал преподаватель — возрадуйтесь и ознакомьтесь , через что прошел преподаватель перед тем, как предложил тему вам. При этом не следует забывать, что хотя тема и сформулирована за вас, обосновывать ее актуальность и новизну все равно придется вам. Ну а если формулировка темы и проблемы исследования вменена вам в обязанность (вам не повезло) — мужайтесь, крепитесь, и вперед, к осознанному разумному результату!
Практика показывает, что лицо студента после оглашения преподавателем темы будущей дипломной или курсовой работы примерно в 90 % случаев принимает настолько чудовищный вид, что о личной его заинтересованности в выполнении исследования на данную тему говорить уже не приходится. Следует отметить, что многие преподаватели всегда рады тому обстоятельству, что тему для своей будущей курсовой работы студент предлагает сам. Самостоятельная формулировка темы позволит добиться следующих преимуществ:
  1. Сформулированная вами тема наверняка будет вам более интересна, чем одна из предложенных преподавателем, а значит, выполнение курсовой или дипломной работы вызовет у вас значительно больший интерес.
  2. После самостоятельной формулировки темы ваш рейтинг в глазах преподавателя, несомненно, возрастет, так как содеянное будет свидетельствовать о вашем уважительном отношении к предмету.
  3.   В процессе формулировки темы в вашей голове пронесется такой шквал мыслей, что сложно себе представить. Все эти мысли, несомненно, пригодятся вам при написании курсовой работы.
  4. Самостоятельная формулировка темы вынудит вас хоть немного, но окунуться в изучаемую предметную область, что будет хорошим подспорьеми в процессе написания курсовой работы, и при ее защите.  Итак, если вам условно не повезло, и формулировка темы — ваша задача, то общая последовательность действий должна быть следующей.

Что делать
Готово?
I. Сформулировать предварительный вари­ант темы, не забыв при этом мысленно:
 
1. Обосновать актуальность темы
 
2. Обосновать теоретическое и практическое значение
 
3. Обосновать новизну
 
4. Обосновать перспективность
 
 
Что делать
Готово?
5. Оценить возможность подведения теорети­ческой базы для выполнения исследования
 
6. Переформулировать тему в случае ее несо­ответствия каким-либо из перечисленных требований
 
II. Получить и оформить окончательный для данного этапа вариант темы, для дости­жения чего нужно:
 
1. Конкретизировать тему
 
2. Вписать тему в шаблон отчета
 

   
Тема — это то, о чем будет говориться в исследовании. На данном этапе не требуется окончательной формулировки темы, так как в процессе работы (чтения вами различной литературы, общения со специалистами) она вполне может измениться (и, скорее всего, изменится) до неузнаваемости. Отметим, что это относится как к гуманитарным дисциплинам, так и к техническим.
Актуальность — это способность результатов данной курсовой или дипломной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.

Новизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.На данном этапе все обоснования следует делать мысленно, так как цель этапа — просто определиться с направлением дальнейшего движения. Если вы пишете какую-либо курсовую работу или диплом, то его актуальность, теоретическое и практическое значение, а также новизна должны обязательно присутствовать. Отметим, что в курсовой работе новизны может и не быть, но об актуальности следует позаботиться независимо ни от чего. Аналогичная ситуация с перспективностью.
 
Если сформулированная вами тема обладает актуальностью, новизной и всеми остальными необходимыми признаками, значит, осталось лишь убедиться в возможности подведения под вашу курсовую работу теоретической базы. Если теоретическую базу подвести не удается — переформулируйте тему, иначе вы просто не сможете ничего сделать. Если же удается — двигайтесь дальше. В результате выполнения предыдущих шагов тема может быть сформулирована достаточно широко. Например: «Философия Платона», «Системы реального времени», «Валентность электронов» и т. п. Понятно, что на приведенные выше темы можно говорить бесконечно, а значит, они вам не подходят.
 
На данном этапе необходимо определить, какая задача должна быть решена, какие явления, предметы, закономерности должна охватить курсовая работа, отграничить сформулированную тему от примыкающих к ней. В результате у вас должен получиться максимально конкретный вариант темы вашего исследования, например, «Учение о государстве в работах Платона», «Использование систем реального времени в мартеновском производстве», «Влияние валентности электронов на протекание химических реакций» и т. п. Сравните эти формулировки с темами, предложенными выше, ощутите разницу и добейтесь подобного результата в вашем случае.

Посмотрите на вашу тему еще раз, покажите ее всем, кому только сможете, попросите их рассказать, о чем, как им кажется, должна быть курсовая работа на заказ на эту тему. Если вашим собеседникам тема не будет говорить ни о чем — внесите коррективы. Тема должна быть сформулирована так, чтобы любой ее увидевший смог сказать, о чем будет написано в курсовой работе.

Как только с темой вы определились — впишите ее в имеющийся у вас шаблон. С этого момента можно сказать, что шаблон — это отчет на ранних этапах жизни. Надеемся, что приведенных сведений достаточно для выполнения всех поставленных задач, и они будут реализованы без проблем. Если проблемы все же возникнут — обратитесь к литературе, освещающей данные вопросы.

 



Присоединяйтесь!